Мыльная опера «Ловля журавля в небе»

Афанасий Фет с друзьями

Предыдущий материал читайте здесь.

Уже в юношестве Фет заявил о себе как поэт, имя которого чуть позже читающая публика ставила в один ряд с необыкновенно популярным тогда Тютчевым. Во всяком случае, лавр для триумфальных венков им рвали с одного куста. И кто знает, как сложилась бы судьба поэта, посвяти он себя всецело творчеству.

Возможно, случились бы и в его жизни события, превращающие имя человека искусства в классический брэнд. В России для этого нужно или стреляться у Черной речки, или жениться на Пугачевой. Ничего подобного в жизни Фета не произошло. Впрочем… При неясных обстоятельствах заживо сгорела девушка, любившая поэта — вспыхнуло платье. Сей прискорбный факт позитивному позиционированию литератора не способствовал.

Сам же он посвятил жизнь сословной реабилитации. Утраченная фамилия Шеншин, фонетически напоминающая название какой-нибудь редкой породы собак, стала для Фета — вместе с вытекающими отсюда сословными правами и привилегиями — пределом мечтаний.

По окончании Московского университета Афанасий Афанасьевич выбрал военную карьеру. Отнюдь не защита отечества прельщала его, а перспектива получить дворянство ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ — существовало в армии такое положение. Гениальные стихи Фет писал словно бы между делом, статус поэта не являлся частью его identity. Слава, пришедшая к молодому автору в 50-х годах, не слишком радовала его, равно как не слишком огорчило литературное забвение 60 — 70-х. Некий миф, без которого удержать рейтинг популярности почти невозможно, не состоялся, ибо Фету куда важнее было сохранять ровное дыхание на марше к заветной цели.

Для «автоматического» получения дворянства следовало дослужиться до определенного чина. Когда поэту до присвоения вожделенного звания оставалось совсем немного, вышел царский указ, повышающий чиновничий «ценз» на право вступления в российскую сословную элиту на одну ступень. Фет с удвоенным рвением еще несколько лет вынужден был выслуживаться до следующего повышения, но… Судьба (быть может, оскорбленная пренебрежением поэта к собственному высшему предназначению) откровенно гримасничала. История с очередным «повышением» необходимого для обретения дворянства чина незадолго до получения его Фетом повторялась ТРИЖДЫ! За десять лет безупречной службы «Ахиллес» Фет так и не догнал черепаху ведомственного барьера. На военной карьере был поставлен крест ввиду бесперспективности оной.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Автор этой душераздирающей истории: beekeeper | Рубрика: Культура и искусство
23-12-2010 | RSS 2.0 | Вы можете оставить сообщение, отправить trackback или поделиться:

Один - пусто. Желаешь попробовать? »

  1. […] Предыдущую часть читайте здесь. […]

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Подпишись на фид, и жди ответа: RSS 2.0!

Архивы

Свежие комментарии

Meta