Про корейского шпиона

Я срочную службу в армии проходил еще в конце семидесятых на Дальнем Востоке в Приморском крае. Мы тогда всю историю этого края знали лишь по советским учебникам истории и из политинформации, из которой следовало, что все Приамурье России принадлежало чуть ли не с времен царя Гороха, и мы эту территорию отвоевали и в жестоких боях и она полита кровью наших дедов и прадедов.

Сейчас я уже знаю, что вся эта земля Российской империи досталась ровно 150 лет назад абсолютно бескровно на основе Айгунского и Пекинского договоров. Китайская элита тогда была сильно напугана тем, что Британия развязала с ней войну с Запада. Китайцы боялись, что с Востока тоже нападут, но уже японцы или те же англичане с Тихого океана. Воевать на два фронта никому не хотелось.

Тогда российская дипломатия проявила чудеса переговорной риторики — смогли убедить в том, что лучше эту территорию отдать под контроль Российской империи, и мы никогда не нападем на Китай. Так и порешили (китайцам просто некуда было деваться). А вот воевать в Приморье пришлось уже после революции во время Гражданской войны, только воевали уже с белогвардейцами (как бы своими земляками), но которых поддерживала армия Антанты и Японская армия.

Много позже, в тридцатых годах, когда Сталин начал индустриализацию, в том числе, и Дальнего Востока, он нарушил условия Айгунского договора, по которому Россия обещала не притеснять этнических китайцев и корейцев — сотни тысяч этих людей были выселены из региона. Корейцев отправили в Среднюю Азию (откуда и появился буддизм в Казахстане, Киргизии, Калмыкии), а китайцев, понятно — в Китай отправили.

Акция была явно недружественной, тем более, что Китай никогда с нас не требовал эти земли вернуть назад, вел себя достаточно мирно по отношению к СССР (инцидент на Даманском в 1968 году не в счет, там особая тема). Но в 1980 году мы уже были заряжены политзанятиями о том, что КНР наш враг номер два после НАТО. Однако кое-какие этнические корейцы в этих местностях проживали, совсем обрусевшие, жили себе тихо.

К одному такому мы ходили в гости, приносили тушенку и крупы, он нас угощал самогоном и иногда рагу из собачатины. Веселый был мужичок, много знал анекдотов, забавных историй, и вообще, чувствовалось, что к своим пятидесяти годам мудрости набрался. Однажды, когда мы грузились на станции Дальнереченск, чтобы ехать на крупные армейские учения под Владивосток, наш патруль обнаружил, что этот кореец скрытно бегал возле станции и фотографировал погрузку техники на эшелоны. Его задержали, сдали в комендатуру, позже выяснилось, что шпионил он реально.

В те времена я был еще молод и жизни не понимал, осуждал этого корейца. И лишь спустя три десятилетия до меня дошло — а чем ему еще было зарабатывать при его мозгах, если этнического корейца не брали работать ни на одну приличную должность в Приморском крае? Понятно, что он был обижен, и его достаточно легко завербовали те же японцы.

Сейчас эти ограничения советские давно сняты. Можно торговать автомобилями, лесом и прочим, все это требует рабочих мест. Правда, говорят, там платят пока не очень много, но это дело времени, думаю. Опять же, регион открыли для свободного туризма — умные разговорчивые гиды всегда были в цене.

Автор этой душераздирающей истории: beekeeper | Рубрика: Архивариус, Новости
30-06-2010 | RSS 2.0 | Вы можете оставить сообщение, отправить trackback или поделиться:

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Подпишись на фид, и жди ответа: RSS 2.0!

Архивы

Свежие комментарии

Meta