Виртуальный музей советской торговли

Гастроном №15 на площади Восстания, Москва (mintorgmuseum.ru)

Как известно, торговля в СССР, как и многое другое являлась частью единой системы управления обществом и воспитания идеологического воспитания. Иными словами, советских людей десятилетиями приучали к тому, что вне государственной системы они ничто, и даже не смогут нормально отовариваться ТНП, если не проявляют идеологической активности в русле программы КПСС.

Естественно, что такое было возможным при наличии тотального искусственно поддерживаемого дефицита на большинство ассортимента производимых ТНП. Так было в реальности, а на рекламных материалах и в образцово-показательных центральных гастрономах и универмагах ассортимент товаров и продуктов был насыщен для демонстрации изобилия.

Разумеется, это не означало того, что все ходили сплошь в кирзовых ботинках и телогрейках — одежда была, но ассортимент был сильно ограничен, а качество пошива оставляло желать лучшего. Точно также и продукты в магазинах были, но далеко не все в большинстве магазинов СССР. Если Москва и Ленинград снабжались продуктовым ассортиментом достаточно неплохо, то стоило отъехать от центральных городов на 10 километров, как сразу чувствовалось и снижение ассортимента, и низкое качество продаваемых продуктов.

Обслуживание соответствовало качеству продукции — продавцы вели себя заносчиво, часто даже грубо, поскольку перед ними заискивали покупатели. Продавцы торговали из под полы импортной одеждой, которую СССР все же импортировал, и более вкусными и качественными продуктами и деликатесами, которые в обычном порядке простые граждане могли получать лишь по мере идеологической активности по распределению на предприятиях, кто где трудился.

Точно также, публично в СМИ постоянно создавалось представление о том, что государственные чиновники пытаются повысить ассортимент товаров и качество обслуживания. На деле все было не так, поскольку все чиновники отоваривались в специальных строго ранжированных распределителях. Вот несколько выдержек из советской прессы о положении в торговле (материал процитирован с сайта mintorgmuseum.ru).

Пьянице и грубияну не место за прилавком
Продавец Базьяновского торгового пункта Тюлинского рыбкоопа А.П.Башмаков исключительно плохо обслуживает покупателей. Он грубит с ними, часто в рабочие часы пьянствует, и покупатели вынуждены оставаться без товаров первой необходимости. 19 января он явился на работу в нетрезвом виде. Когда в магазин пришли потребители, чтобы купить нитки, хлеба, керосина и другие товары, он заявил, что торговли нет и, не удовлетворив их просьбу, закрыл магазин…
«Сталинская трибуна» Ханты-Мансийск 1 февраля 1952 года.

Хотя письмо не напечатано…
«В пельменной, расположенной рядом со станцией метро «Кропоткинская», буфетчица не отпускает пиво «без нагрузки», разговаривает грубо», — написал наш читатель Н.Тахтаров. Об этом редакция сообщила в трест столовых Ленинского района.
«Жалобу на пельменную от столовой №7 разбиралась на общем собрании», — сообщила нам директор треста тов. Петрова. Буфетчица Н.Лаврикова за недобросовестное отношение к своим обязанностям и грубость понижена в должности сроком на три месяца и предупреждена, что при повторении подобных нарушений будет освобождена от работы.
«Вечерняя Москва» 29 декабря 1971 года.

Готовят невкусные обеды
19 августа я зашел пообедать в столовую Топкинского паровозного депо. Здесь уже толпилось в очереди несколько рабочих. Мы целый час ждали, пока сменится буфетчица. Наконец, нам выписали талоны.
Меню состояло из борща, гуляша и молока. Первое блюдо подали холодным, с неприятным запахом давно немытой посуды, гуляш приготовлен недоброкачественно, а молоко оказалось разбавленное простоквашей.
А. Пупышев, работник финансового отдела
«Железнодорожник Кузбасса» 9 сентября 1948 года

Автор этой душераздирающей истории: beekeeper | Рубрика: Архивариус
30-04-2009 | RSS 2.0 | Вы можете оставить сообщение, отправить trackback или поделиться:

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

Подпишись на фид, и жди ответа: RSS 2.0!

Архивы

Свежие комментарии

Meta